Сердце пармы (2022/WEB-DLRip) скачать бесплатно
*Нажимая на кнопку "Скачать фильм" вы подтверждаете, что скаченный бесплатно по прямой ссылке без торрента фильм "Сердце пармы" в хорошем качестве, был вами в ознакомительных целях. Мы не взымаем плату за скачивание, поэтому, если вам понравился фильм, то вы должны приобрести лицензионную версию фильма "Сердце пармы", тем самым поддержав их авторов, в противном случае вы нарушите авторское право.
Рецензия кинокритика к фильму Сердце пармы
Один важный и очень-очень субъективный дисклеймер. Возможно, ничего лучше из массового российского кино мы в этом году и не увидим.Первое, что бросается в глаза, у фильма отличная литературная основа. Алексей Иванов уже больше 20 лет продвигает идею определенной уральской матрицы - горнозаводской цивилизации. Такой уникальной и спонтанно сложившейся версии России. Про это его культовый 'Хребет России'. Про это же и художественная выдумка 'Сердце пармы'.
Фильм за основу берет именно текст. Если кратко, то он - о завоевании Перми Великой. Внимание, исторический спойлер. В школьных учебниках мы так или иначе учим историю Москвы. Слабо имеем представление, что происходило на месте сегодняшнего Саратова в 14 веке. Еще хуже, как жила будущая Россия от Урала до Сахалина вплоть до 17-18 веков. Иванов дешифрует пространство возле Уральских гор, накидывает несвятых проповедников вроде того же Ермака на рудоточащие стигматы, будущий железный пояс и точку исхода всей промышленной революции на территориях от Волги до Енисея.
Именно там живет князь Пермский Михаил, живет в мире таинственном и диком. Его столица Чердынь окружена деревянными стенами, шатающимися церквами первых христианских проповедников и капищами, где древние предки манси вырывают сердца бедолаг из случайно заблудших караванов и отдают на пожирание Сорни-Най, получеловеку-полузверю.
В этом мире Михаил не воюет, а дружит с татарским каном, нарушая волю московит. Имеет некрещенную жену, живя с ней в любви и языческом блуде. Это Русь изначальная. Лишенная державных оков и византийских догм. Русь звериная и Русь неукрощенная.
Фильм целых два с половиной часа выглядит как смелая антиправительственная агитка. Пермские русские, камские татары, вогулы, коми-пермяки, коми-зыряне и куча других народов ведут безнадежную войну с царскими пищалями. Но сражаются далеко не за то, кто будет править Пармой.
Против их примитивной, родо-племенной наивности идут не только московские войска, но и идеи. Митрополиты несут византийский крест, причащают и проламывают стены паганизма. Парма отвечает им распятием старцев и убийством собственных крещенных детей. Так местные спасают души, оскверненные шаманами христианского бога-изгоя. Еще страшнее, что туда же проникает государственный фундаментализм, скрытый в простой, но выверенной веками формулы про преемственность кесарства. 'Москва - третий Рим, второй пал, а четвертому не бывать'. Знал бы старец Спасо-Елеазарова монастыря к чему приведет его откровение, так точно бы впал в катарсис.
Текст Иванова идет вслед за историей, наслаивая на основание детской пирамидки кровь, убийства - всё то, без чего не проходит ни одна колонизация. Заканчивается она новым началом. Герои прошлого (они же герои фильма) канонизированы лишь в устной памяти, для официальных альманахов 'империи' нужны другие святые, непорочные и стерильные. Из устной памяти потом родятся сказы Бажова и легенды о таящих секреты камнях. Из второго - то, чем нам положено гордиться. Положено быть базисом любой патриотической надстройки
Фильм по тексту меняет концовку. И это портит нарратив. Царь Иван III (Федор Бондарчук) - мудрый собиратель земель, по-народному простой архитектор каркаса будущей империи, милостивый государь, только начинающий нанизывать на себя одеяние будущей титулатуры. Конец фильма так и остался заплаткой. Либо неудачной попыткой наложить кляп. Или намекнуть? А может и вовсе ударить в пупок столь модной сегодня пост-иронии?
Как итог, 'Сердце пармы' - это не библейская притча и даже не блокбастер в стиле 'Игры престолов'. Хотя фильм активно маскируется под оба жанра. 'Сердце пармы' - это песнь места, подобная забытому эпосу. Временами звучащая на полувымершем языке древних вогул. Переходящая в крик женщины, на чьих руках у склона реки умирает малютка-сын. Женщины, которая и есть Россия. С заплатками на юбке. Такими же, как та самая концовка